Главная » 2014 » Июнь » 26 » В гостях у триммерийцев
13:11
В гостях у триммерийцев


22.09.12 Это было мое первое участие в большом конкурсе. Я не прошла даже преноминацию... Это понятно, текст ужасен; непонятно одно, как после этого я вообще решила продолжить писать? Скорее из упрямства...
Комментарии члена жюри Райдо Витича к роману "Ключ от бездны"

За название ставлю балл. Заслуженно - название не только "вкусное", но еще и четко отображает суть написанного. Читаешь и мозг плавно стекает в бездну.
Честно говоря, никогда еще не пил столько кофе при чтении – чашка на главу. Но на что только не пойдешь, чтобы спасти свой разум от буйства авторской фантазии, и что только не вольешь в себя, чтобы понять оную…
Но, лирика. Начну по-порядку:
1 Только зашел в роман, сразу стало заваливать эверцами и малусами, Илкусами и Кхорхами, Кифрами и Апиконами.
Правитель Маакора* Астеман Оджа Ва-Лераг смотрел на город, что раскинулся у подножия Священного холма. Поднявшись по широкой гранитной лестнице к храму, он остановился и в который раз залюбовался чарующей картиной. Вечерний Ахвэм! Последние лучи заходящего солнца окрашивали город в мягкие алые тона, и казалось, что весь он охвачен прозрачным огнем. Взгляд маакорского владыки заскользил по красивым домам, башням, куполам, по правильному рисунку улиц и отчетливой границе набережной, по чудесному ахвэмскому саду, с его беседками, священными источниками, фонтанами, мостами и купальнями, воссозданными талантливой рукой. Замысловатый узор дорожек в саду повторял священный знак богини Эморх - покровительницы города. Так пожелал Муту-Асс - далекий предок Астемана и первый правитель, который заложил основание Ахвэма и часто повторял, что у каждого города свой, всегда изменчивый облик. Он писал в Хрониках, что «Ахвэм подобен темноликой деве-воительнице, которая пришла поклониться Анхе».**
Застрел. Особо впечатлил ритм повествования: ля-ля, ля-ля - вечерний Ахвем! - ля-ля, ля-ля.
И сиди думай - к чему автор акцентировался на вечернем Ахвеме? На что именно, мне, читателю, нужно обратить внимание - на "вечерний" или Ахвем?

Наличие незнакомых слов в самом начале быстро утомляет, снижает внимание и интерес к тексту.
Выпил кофе и вспомянул добрым словом Пришвина. Именно живые, почти пришвинские описания автором пейзажей и окружающей местности, помогло выползти из завалов «иностранных» слов и эмоциональных крайностей.
Ну, думаю, так надо – орать в диалогах по делу и без, и нагнетать обстановку усилением прилагательных, доводя до абурда эмоциональный фон. Далее развиднеется.
Угу. Наивный!
2
Ничего не поменялось – все те же эмоциональные крайности и засилье «инопланетных» слов:
- В твоих словах присутствует доля истины, моя дорогая, - сказал Астеман. – Камни были найдены Хэтом. Но имел ли он права на них? Кариатиты не могут принадлежать тому, кто стремится творить зло! Пусть они не властны ему препятствовать! Однако, рано или поздно, приведут такого человека к гибели, которой тот заслуживает.
Он неврастеник?
Начал мужик говорить нормально и вдруг сорвался на крик...чтобы тут же спокойно закончить спич. А собственно, повод для ора? Вы бы хоть многоточие после восклицательного знака поставили, чтобы дать своему гг передышку после выкрика.

Идем только прямо! – сказал Хоруг у входа.

Если сказал, то зачем кричал? Или восклицательный знак случайно в текст упал? Как и все остальные?
Типичный пример ритмики вашего произведения:

Хэт явился к нему во сне, когда измученный мальчишка, ничего никому не сказав, прилег отдохнуть в пещере, согретый теплом костра. «Иктус очнулся, - сказал старик, испачканный землей, - ты уже принес жертву и не смеешь отнимать ее у богов!»
Но Кхорх ослушался вождя! Он не хотел его смерти и не мог оставаться один! Извержение начнется не раньше следующей ночи – маленький малус не сомневался в этом. И у него оставалось еще время.


Ля-ля-ля, ля-ля-ля – а! – аа!-аа! – ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Добавим к этому крайности на постоянной основе:

он говорил все медленнее, глядя на своего маленького спутника тусклыми глазами до крайности измученного человека.
С отчаянной решимостью мальчик надломил клюку,
Подняв к притихшим небесам искаженное мукой и ужасом лицо
И мир для Астемана сгорел, покрывшись удушливым мраком
Ему снова снился мучительный сон, который был когда-то кошмарной явью.


И готово стойкое впечатление, что смотришь спектакль в провинциальном ДК Молодежи. И понятно почему актеры кричат - чтоб зрители в зале слышали. И понятно почему они руки заламывают и толстым слоем гримм наложили - чтоб из зала было видно кого они играют и что чувствует персонаж.
Вновь помянул Пришвина - опять спас. Был бы он жив – икал всю ночь…
3 Много повторов:

Помочь, нужно помочь,
Хэт видел больше, видел и знал,
Там! Вы будете ждать там!


Один, два раза - нормально, но когда десять, двадцать, сорок повторов - ощущение, что читаешь мантру.
Учитывая, что повествование не может похвастаться динамикой, а от фантазии, до пика буйной и необъятной как просторы вселенной, просто извилина за извилину заходит – кофе, для восприятия текста, становится более чем актуальным.
4 Несогласованность действий:

он сразу вошел, оказавшись в прохладно-темной зале.

То есть, сначала оказался в зале, потом вошел? Или вошел одновременно оказавшись?

5 Обилие гг. Только врубаешься и начинаешь запоминать одних, тебе – бац – еще подкидывают. Причем, щедро. Причем, кто гг, а кто мимо пробегает – не понять. Автор детально описывает всех явленных в тексте. Причем от и до – от черт лица, биографии и характера, до цветовых нюансов нарядов. На двенадцатом гг мой процессор сглючило.
Но автор идет дальше, добивая читателя - детально описывает все вокруг – от статуи богини до курительных чаш, от архитектуры до текстуры ткани.
Здорово. Но так одно перед глазами встанет, второе, третье, причем из разных сфер и плоскостей и ... "смешались люди, кони". Разум в кашу.
По прошествии трех чашек кофе… пардон, пролога и двух глав, на выходе имеем: одно племя уходило от злобных людей. Жрец передал мальчику силу и волшебный камень. И умер. Правитель одного города, по прошествии лет обеспокоен проявлением силы мальчика, что превратился в мужа, обосновал свой город и начал шаманить круче Блаватской, проявляя все прелести тирании недалекого по интеллекту властителя. Правитель был уверен что дело все камне. Жрец поддержал правителя: да уж, мы немало перенесли, а через этих двух нас ждут еще большие беды. В это время 27 гг по велению автора и первого гг, отправлены на испытания в лабиринт, того самого первого гг.
Аллилуйя - наметилась динамика.
Итого: один абзац пересказа на тринадцать страниц написанного. То есть: абзац сути, остальное вода. Динамика? Нулевая. Все только начинается, оказывается.
Простите, Юлия, но я умер в ожидании действия прямо на «продолговатом кровавике» как раз на той части его, что «сверкала огненно-красными письменами и украшена была морионом, черным агатом и ониксом.» Умер, глядя на « Другую, медную, венчал хризолит в золотой спирали. Синим огнем горели на нем таинственные слова, соперничая блеском с бриллиантами и гиацинтами, что украшали эту часть жезла».
Меня напрочь засыпало мхарами и малусами, аксуменами, невиллами, Кэух-Араханами, Маухами, Тавлухами, Рихами, Вахрами, Фархусами и Зехутами, Хоругами и Хурухами, Лавхарами и Хархусами, дикими племенами Энаба; кариатитами, улхурскими и маахорскими светильниками, гиацинтовыми и золотыми браслетами, золотыми поясами, светло-бирюзовыми хитонами, арочками из полупрозрачного радужного минерала.
Поэтому не смогу сопровождать двадцать семь ваших гг «во влажные и насыщенные токами страха глубины, (где) уже подстерегали их опасные сюрпризы».
Резюме: увы, «ощущение ... безысходности становились все настойчивее. Он заблудился».
6 О логической взаимосвязи предложений в вашем тексте:

К Рехуму вернулись силы. Он повернулся и бросился следом за Дрэвхом.
Тяжело опустившись на передние лапы, ящер встряхнулся, следя красными глазами за испуганными людьми. Опустив голову к самой воде, он прислушался к чему-то, и издал короткий, утробный рев…
Чудовищный марафон продолжался долго. Первым упал Евх - свалился в воду, едва не захлебнувшись. ( то есть – сначала чуть не захлебнулся, потом – свалился в воду?) Он с ужасом слышал за спиной грозное сопение и приподнялся на руках, ( в воде? Силен..) в отчаянии пытаясь уползти (по воде? А-а, ну, да, ну, да...). Но монстр, играя, ловко прижал его онемевшие ноги лапой ( к воде? "И ты, Брут?"...) и издал над жертвой победный рев.

Но коммент.

Черные глаза на секунду задержались на лице собеседника. (лапками вцепились?) Кхорх всегда был обидчивым.
Несчастный опустился на колени, схватившись за лицо, что превратилось в потрескавшуюся маску. Издав тоскливый стон, он неловко завалился на бок и затих… уже навсегда.
- Я и не надеялся, что этот пир означал конец испытаний, - скорбно заметил Сахулл.
Перед ними предстало неожиданное и, одновременно, захватывающее зрелище – пещера, залитая огненной водой.


Отряд не заметил потери бойца (с)...

7 Из непереводимого:
Небольшая зальца

– Зачем ты забрал ее у мертвеца? – Костлявая рука схватила ребенка за волосы.

Это из серии: "В черной-черной комнате, стоял черный черный гроб... отдай мое сердце!" ?

Девушка вспыхнула, ( самовозгорелась…) но выступила вперед, прямо взглянув в лицо господина, который, как показалось многим, сейчас обвинял ее в греховном пороке.
(Кармической карме, преступном криминале…)
Выскочившая из-за колонн тварь нависла над людьми, но не торопилась нападать, показывая себя во всей своей безобразной красе.
В общем, страшно красивой была…

Эхо звериного торжества достигло людей

- Ты, - первосвященник, оставшись без поддержки Гереха, утратил интерес к церемонии выбора невилл, и невнимательно ткнул пальцем ( хотя обычно тыкает внимательно?) в черноволосую смуглянку, как-то по-особенному затравленно ( это как? Одним глазом налево, другим направо?) прятавшую глаза (куда, простите? В щель, сундук, под подол?). – Назовись.
Белая горячка…
Воздух в гроте нагрелся и потемнел,
Видимо, лицом…
Маух оторвался от стены
Так крепко был прибит?
Глаза Ва-Лерага невольно обратились к югу.
Юг ничего не ответил...
Так тихо, что сорвавшаяся с камня капля воды разбилась с оглушительным всплеском. Но это была не безмятежная тишина - в ней прятался кто-то!
Аааа!
Сколько нас?
- Теперь – семнадцать, - отозвался Лахвар.
- Пусть назовутся те, кто имеет хорошую память, и встанут здесь.
Вышло три человека.

У остальных четырнадцати были рассеянный атеросклероз и сенильная деменция...

Страх, страх крадется по пятам, трогая холодно-липкими руками.

Тилх остановился, глядя прямо перед собой темнеющими от ужаса глазами.

Идущий впереди обернулся:
- Пошли, что ты?
- Нет, - тот отступил и покачал головой. Взгляд его налился безумием. – Нет. Нет! Отступитесь от меня!
- Держи!
Тилх бросился к стене, яростно отбиваясь от рук соплеменников, цепляясь за камни, ломая ногти, из последних сил пытаясь вдавить в твердь охваченное горячкой тело.
- Ты разобьешься!
Он истошно завопил, ударившись головой о влажно-прохладную глыбу. Еще и еще раз, пока не затих, вздрагивая и погружаясь в спасительное небытие…

- Как вкусно пахнет…


Ээээ... Извините, Юлия, а что вообще должен подумать читатель, ознакомившись с этой мизансценой?

В центре пещеры уютно курился дымок очага

Змеелов смерил глазами огненное пространство
"33 попугая" - ремейк...

Мужчина поднял голову и потерялся на несколько долгих мгновений.

Внутри него образовалась пустота, наполненная холодной белесой зыбью, которая поглотила все, оставив только страх. Страх, который распирал, вздувался, не давая возможности думать, дышать, чувствовать.
«Мезим – для желудка незаменим»…
Остатки разума во мне твердят о том, что это может оказаться очередной ловушкой
О, да. Вот тут и не поспоришь.
Поэтому оставляю завет грядущим в сей текст: Мы не просто гуляем по этому лабиринту. Это испытание. И, похоже, для одного участника уже все закончилось.

Категория: Анонсы | Просмотров: 481 | Добавил: Илиль | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 6
0
1 Илиль   (26.06.2014 13:31) [Материал]
Стал ли роман более читабелен с тех пор? Не знаю, я старалась, чтобы стал. Было ли желание бросить и оставить всё как есть? Да. Какое-то время меня просто тошнило от этой истории, от эверцев, малусов, иктусов и прочего... Но, минуло два года и роман снова отправлен на конкурс, теперь на портале Прозы.ру. Чего я жду? Хочу понять, что не зря убила время на всё это. Не зря ли?..

0
2 Илиль   (28.06.2014 12:03) [Материал]
Может и не зря))) а может и... кто знает, просто я не сдаюсь так просто
Спасибо, Евочкин!

3 Диана   (29.11.2014 23:17) [Материал]
А я после Триммеры вообще писать перестала, хоть и прошла преноминацию, но после рецензий как-то отпало желание куда-то идти дальше. Не борец я, не борец! Да и когда не поддерживают дома твоё увлечение отпадает желание..
Так что желаю тебе, юльчик, бороться и не сдаваться, исправлять и делать новые ошибки, но идти вперед. У тебя это здорово получается, что бы кто ни говорил!

0
4 Илиль   (29.11.2014 23:25) [Материал]
А я упрямая, мне если говорят что-то, в чем я не уверена, обязательно буду доказывать, даже если доказывать приходится себе. Через триммера нужно было пройти, я увидела, что не так, а это дорогого стоит. Тебе же, Дианочка, хочу сказать, что зря ты бросила сочинять, отказалась от какой-то важной части своей души. Хотя бы иногда - летай, возвращайся!

5 Диана   (30.11.2014 01:25) [Материал]
Ну, может ещё, как говорится, припрёт tongue и я  что-нибудь наваяю с перепугу wacko от себя любимой...

0
6 Илиль   (30.11.2014 01:31) [Материал]
hands где тут мой самый радостный смайл!
наваяй! и себе и нам всем подарок от тебя, любимой))))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]